Новый нормативный акт должен способствовать выходу из тени большего числа самозанятых и сформулирует четкие правила игры на этом рынке.
«Сейчас не определена ответственность — ни самозанятых перед клиентами, ни клиентов перед самозанятыми»
Сергей Шулик,эксперт по недвижимости, управляющий партнер компании «Макромир»:
— Ключевой вопрос, который должен решиться с помощью нового закона, — определение правового статуса самозанятых. На сегодняшний день непонятна ответственность самозанятых перед клиентами. Ни Гражданский кодекс, ни закон о защите прав потребителей не распространяются на эту сферу.
Также необходимо четко прописать и ответственность клиентов перед самозанятыми. Сегодня интересы самозанятых практически не защищены юридически. Клиент может в любой момент отказаться от услуг самозанятого, оплатив фактически понесенные им расходы.
Еще один из острых вопросов — право самозанятого на пенсию. Впрочем, думаю, что закон в этом направлении мало чем поможет.
Общаюсь со многими самозанятыми, работающими в Москве и Санкт-Петербурге, и считаю, что в крупных городах лимит, ограничивающий доходы риелторов 2,4 млн рублей в год, мог бы быть повышен. Это касается как риелторской деятельности, так и сфер онлайн-обучения, различных курсов, коучинговой практики.
«Самозанятость требует тонкой донастройки смежного законодательства»
Арсений Беленький,заместитель руководителя «Общероссийского народного фронта»:
— На мой взгляд, не нужно лишних законов. Есть закон о налоге на профессиональный доход и срок эксперимента — 10 лет. Надо дождаться окончания этого срока, и тогда уже собираться и решать, какие именно изменения нужны.
Сейчас самозанятость требует скорее тонкой донастройки смежного законодательства. Например, только теперь, через три года с начала эксперимента, самозанятым разрешили регистрировать свои товарные знаки.
Также нужно внести изменения в нормативные акты, связанные с кредитованием и другими банковскими услугами. Вот этим следовало бы заняться, а закон ради закона не нужен.
«Риелторы готовы платить налоги, но хочется социальных гарантий»
Светлана Мельникова,самозанятый риелтор:
— Мы с коллегами не однажды обсуждали налоговый режим для самозанятых, все говорят, что НПД (налог на профессиональный доход. — Прим. ред.) — это здорово. Налоги платить надо, и риелторы готовы платить. Причем готовы платить больше — с условием, что отчисления будут идти еще и в Пенсионный фонд.
Единственное, что хотелось бы прояснить: мы все деньги вносим на один счет, а система сама распределяет, какие суммы и на какие цели идут. Нам хотелось бы иметь более детальное представление об этом.
Хотелось бы, чтобы в новом законе был определен список профессий, представители которых могут быть самозанятыми. Или установлено, кто точно не может ими быть. Также можно было бы ввести ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. ред.).
Ни в коем случае нельзя вводить кассы, отчеты в Росфинмониторинг и другие организации. Еще раз подчеркну: мы готовы платить. Однако нам хочется социальных гарантий. Но не нужна волокита с бумагами! Ни в коем случае нельзя делать из режима «Налог на профессиональный доход» извращенную версию ИП!
И самое главное — важно четко определить, кто может использовать режим НПД.
«У нас почему-то считается, что личный бренд интересен только тому, кто печет пироги»
Юлия, самозанятый риелтор:
— Я работаю в сфере ипотечного брокериджа с 2020 года. В нашей сфере у самозанятых возникает много вопросов.
Первый связан с понятием бренда. Видела информацию о том, что у самозанятых будут свои бренды. Надеюсь, что этот вопрос будет поднят при обсуждении законопроекта. Важно, чтобы самозанятые пользовались брендами так же, как ИП и ООО.
Когда ты объясняешь, что такое самозанятый, это, во-первых, долго, во-вторых, не очень понятно. Тот факт, что это твоя форма налогообложения, никого не интересует. У нас почему-то считается, что личный бренд интересен только тому, кто печет пироги. Но не следует забывать о том, что понятие бренда настроено на конечного потребителя. Поэтому, я считаю, оно должно быть у любого индивидуального предпринимателя.
Второй вопрос. Как ИП я не могу взять на работу сотрудников. Но ведь я могу работать с кем-то в партнерстве? Как это оформить? Моя услуга может складываться из нескольких услуг, если я провожу ипотечную сделку в комплексе, взаимодействую с оценочной и страховой компаниями, с агентствами недвижимости, юристами. Например, как мне регламентировать свои отношения с юристами, которые занимаются проверкой квартир? Клиент не хочет заключать отдельный договор с юристом, потому что я взяла на сопровождение сделку от первого до последнего шага. Как будет законодательно закреплено мое партнерство с юристами? Понятно, что это должно выйти в отдельные договоры между нами, но в какие? На работу к себе юриста мы брать не можем: у самозанятого нет таких прав.
Еще одна тема связана с риелторскими услугами. Мы сопровождаем в сделке покупателя или продавца, но не продаем квартиру — оказываем услуги физическим лицам. Вопрос: куда девать в этой схеме риелторов, если им не разрешено продавать недвижимость другого человека? Риелтор работает самостоятельно и не относится юридически ни к одному из агентств недвижимости. У меня много таких партнеров. Было бы правильно на законодательном уровне закрепить отношения с риелторами, чтобы были прописаны наши взаимные обязательства.
Следующий вопрос. Кто отвечает за персональные данные? У меня договор с моим клиентом. У риелтора такого договора нет. Но ведь риелтор тоже является участником сделки, и он должен быть в курсе того, что происходит. Получается замкнутый круг: мы должны гонять персональные данные друг другу. А я как законопослушное лицо, заключившее с клиентом договор, обязана всю конфиденциальную информацию держать в тайне.
Возникает и такой момент: где и каким образом самозанятые должны хранить данные клиента? Если для компании система хранения персональных данных клиентов четко прописана, то для самозанятых ничего такого нет.
Уже не говорю о том, что, когда мы аккредитовываемся в банках, на нас смотрят совершенно по-другому. Одно дело, если я иду аккредитовываться как ИП, совсем другое — если как физическое лицо. Иногда возникают абсурдные ситуации, когда я привожу клиента, но, когда оформлена заявка, банк отказывается выдать решение об одобрении, потому что я не являюсь юридическим лицом.
«Получается, что я налоги плачу, а все равно спасение утопающих — в руках утопающих»
Елена, самозанятый риелтор:
— В прошлом году я перечислила страховой взнос в размере 32 448 рублей. За это в стаж самозанятому, как сказано в правилах, зачисляется один год. Но непонятно, какого размера пенсия мне положена будет за 2021 год? И не исчезнут ли мои вложения в неизвестном направлении через несколько лет, как это уже не однажды встречалось в истории?
Конечно, я не планирую выходить на пенсию ни в 55, ни в 60 лет. Работу свою люблю, буду трудиться, пока позволит здоровье. Кстати, вот еще вопрос: что будет, если я заболею и не смогу работать? Знаю, что теперь самозанятые вправе заранее заключить договор о добровольном медицинском страховании с одной из страховых компаний. Тогда в случае болезни я получу компенсацию.
То есть получается, что я и налоги плачу, как самозанятая, а все равно спасение утопающих — в руках утопающих. Если не застрахуюсь своевременно, то, несмотря на уплату налогов, ничего не получу. Это обидно. Мне бы хотелось, чтобы в законе о самозанятых были прописаны моменты, касающиеся социальной защиты.
«Процент по ипотеке для самозанятых гораздо выше, чем для остальных заемщиков. Почему?»
Ирина, самозанятый риелтор:
— Мне бы хотелось, чтобы в законе о самозанятых были прописаны социальные гарантии: право на пенсию, пособия. Сегодня, например, если я захочу уйти в декрет, то могу рассчитывать только на разовое пособие в размере 18 тыс. рублей (вот спасибо) и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком — чуть более 7 тыс. рублей (большое спасибо). Если заболею, то лечить меня будут только в том случае, если будет страховка. Куда идут мои налоги, если я, как честный налогоплательщик, не получаю никаких льгот?
И еще: сейчас многие банки готовы выдавать ипотеку самозанятым. Это хорошо. Но почему-то на практике процент по ипотеке для самозанятых гораздо выше, чем для остальных заемщиков. Это, на мой взгляд, несправедливо, ведь банк видит наши доходы, ему должно быть ясно, что риелторы — надежные клиенты.
«Хорошо бы прописать, что верхний уровень дохода риелторов может быть разным»
Олег, самозанятый риелтор:
— Мне 26 лет. Я отношусь к поколению, которое уже не рассчитывает на пенсию от государства. Планирую обеспечить себе достойную пенсию самостоятельно, а не просить денег у государства.
Мне кажется, что в законе о занятости хорошо бы прописать, что верхний уровень дохода риелторов может быть разным (так же, как, например, обновленный размер ипотечного кредита по льготной ипотеке для Москвы и Санкт-Петербурга — до 12 млн, для остальных регионов — до 6 млн рублей).
Сегодняшний лимит дохода для риелтора — 2,4 млн рублей в год. Хороший специалист заработает такие деньги за полгода.