Окончание дачного сезона, закономерно совпадающее с концом летнего тепла, нередко тянет за собой миф: лето кончилось, а вместе с ним ушел и покупательский спрос. Эксперты сообщили ЦИАН.Журналу, что на самом деле осень – отличное время для сделок.
Лето кончилось
Как рассказывает Александр Горбунов из агентства недвижимости «Pokaz360», обычно загородные объекты продаются ближе к концу весны и в начале лета – считается, что именно это время наиболее подходящее для таких сделок. Заявки подтверждают эту теорию: подавляющее большинство клиентов, с которыми Горбунов работал по «загородке», обращались к нему весной. Практика коллег складывается аналогичным образом.
Но есть важная особенность: выходя на рынок, многие покупатели уверены, что сделка не заставит себя ждать.
В действительности все оказывается иначе: просматривая все новые и новые варианты, покупатели отодвигают сроки покупки.
Неопытные покупатели узнают о нюансах только в процессе изучения рынка. В какой-то момент выясняется: любой участок имеет собственное назначение, существуют разные виды землепользования, есть всевозможные обременения. Покупатели впервые встречаются с таким понятием, как зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). А еще они могут столкнуться с нежеланием соседей пускать к себе чужаков. Не стоит забывать и о проблемах с коммуникациями в загородном доме…
Столкнувшимся хотя бы с парой таких сложностей, нагулявшимся вдоволь по грязи и уже даже по снегу покупателям приходится смириться с мыслью, что идеальных вариантов не бывает. Проведя в поисках все лето и осень, они обращают внимание на объекты, появившиеся в экспозиции буквально на днях – уже в середине декабря. Получается, что хотя заявки в основном весенние, во второй половине года сделок больше.
Кроме того, считает собеседник ЦИАН.Журнала, продавцов весной значительно больше, чем покупателей.
В итоге на одного «весеннего» покупателя выходит по 10 продавцов.
Получается, что сезонность в загородных продажах – не более чем миф. Продавать нужно тогда, когда в этом есть необходимость.
И все же...
Руководитель офиса «В Жулебино» «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» Николай Амашукели считает, что принцип сезонности все же существует. Длится он с февраля по конец сентября. Так что, если погода позволяет, можно смело выставлять объект на продажу. При этом Амашукели отмечает, что лучшее время для старта продаж – начало февраля: многие покупатели в этот период начинают готовиться к покупке, а как только сходит первый снег, приступают к просмотрам.
Эксперт также напоминает: обычно решение принимается покупателями не сразу – они могут продолжать просмотры какой-то период, даже в течение нескольких месяцев, и только потом решаются на приобретение. Поэтому Амашукели рекомендует делать фотографии объекта заранее – лучше до конца сентября поймать момент и подготовиться на будущее.
«Когда наступает осень в классическом понимании покупателям уже не так интересно ездить на просмотры. Местность выглядит не так живописно, на дорогах распутица – все это играет свою роль», – считает собеседник ЦИАН.Журнала.
Три фактора
Закономерностей, способствующих более удачной и быстрой продаже осенью, не существует. Однако есть ряд факторов, которые следует учесть.
Первый – у каждого покупателя своя ситуация. Поэтому выставлять на продажу объект можно в любое время года. Например, человек может ездить на просмотры в течение лета, ходить по территории СТ, а продавец выставит участок только в ноябре – разумеется, есть возможность, что покупатель сразу отреагирует и приобретет объект, так как видел его ранее, ознакомился с территорией товарищества и готов к покупке (просто участка на момент просмотров не было в продаже).
Второй момент – очень часто приобретение делают соседи. Они могут покупать объект для себя, семьи или посоветовать его друзьям. И здесь тоже нет зависимости удачной продажи от времени года. Люди, которые живут недалеко, прекрасно знают все особенности местности и хорошо понимают, что из себя представляет предлагаемый участок в любой сезон.
В-третьих, следует помнить о том, что если участок приобретается для строительства деревянного дома, то самое удачное время для возведения данного жилья – как раз зима. Воздух в этот период сухой, дерево не набирает влагу и быстро высыхает. Конечно, можно строить и летом, но в случае дождливой погоды, строительные работы придется приостановить.
руководитель офиса «В Жулебино» «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости»
Цены снижаются
По словам Романа Коняхина, управляющего директора выставки загородных домов «Малоэтажная страна», если дом выставлен на рынок в начале лета, но покупателя не нашел, к осени продавец пытается активизировать спрос за счет некоторого снижения цены.
Что касается заключения договоров именно на услуги строительного подряда (в особенности – на строительство домов из недорогого бруса и бревна), то здесь уже и сами поставщики леса готовы идти на снижение цен перед наступлением зимнего периода, который как раз считается вполне благоприятным для строительства домов такого типа, говорит Коняхин.
директор по развитию девелоперской компании ZS-GROUP
По словам экспертов, несмотря на объективное небольшое снижение (10-15%) количества сделок осенью, именно это время года является более активным для продаж по сравнению с зимой и весной. Просто нужно иметь предложения, которые «живут» круглый год, а также уметь правильно выстраивать весь цикл (маркетинг, продажи, стройку), чтобы не было желания и повода говорить про осень как о «мертвом сезоне».