Мой театральный квартал
Если идти по улице Карла Либкнехта от учебного театра до ТЮЗа, можно многое рассказать про мою жизнь. У Екатеринбургского театрального института два здания в центре города: на улице Вайнера и на перекрестке улиц Первомайской и Карла Либкнехта, где расположен учебный театр.
Все самое интересное происходило здесь: первые постановки, репетиции, общение с мастерами и однокурсниками под пристальным взглядом Станиславского с вечного портрета на главной лестнице.
Я хорошо помню тот день, когда «проснулся знаменитым». Пришел в школу, а на меня все оборачиваются, показывают пальцем, делают большие глаза, а потом еще и к директору вызвали
Сейчас внутри нашей учебки идет ремонт, а раньше, когда я здесь учился в конце 80-х, все стены были увешаны афишами. Сколько же всего здесь было! Никогда не забуду, как мы придумывали зачин для одного из учебных дней! Нам пришла идея, что неплохо будет начать с того, что мы попадаем на сцену … из открытого окна! Прямо на тротуаре поставили лестницу и всей группой залезли на третий этаж нашего исторического особняка, вызвав немало удивления у прохожих, спешивших мимо в соседнее здание филармонии!
Мой «роман с театром» начался еще в детстве, когда я поступил в театральную студию во Дворце пионеров, считавшуюся одной из лучших в городе. Свердловчане знают: были обычные кружки в районных домах культуры и был Дворец пионеров, располагавшийся в красивейшем историческом комплексе старинного Екатеринбурга на Вознесенской горке, в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых. Заниматься там было престижно и почетно. Я гордился и очень старался.
Эта большая лестница от Дворца пионеров логично привела меня в Свердловский ТЮЗ
Сколько всего помнят эти широкие ступени: и как я декламировал вслух стихи и басни, когда готовился к поступлению в театральный, и как мы с моей женой в день свадьбы 29 лет назад, 25 сентября, приезжали сюда фотографироваться в Харитоновском парке. А сейчас здесь на скейте гоняет один из моих четырех сыновей. Вообще у меня в семье пятеро детей — обычно говорю фразой из старого советского мультфильма «четыре сыночка и лапочка-дочка». У старших уже своя взрослая жизнь, самому младшему четыре года.
Я хорошо помню тот день, когда «проснулся знаменитым». Пришел в школу, а на меня все оборачиваются, показывают пальцем, делают большие глаза, а потом еще и к директору вызвали. Дело было так: Дмитрий Астрахан — известный кино- и театральный режиссер, работавший тогда в Свердловском ТЮЗе, — предложил мне, ученику театральной студии, роль в постановке «Тема прошлого урока». Спектакль был посвящен 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. И вот в 13 лет я вышел на профессиональную сцену.
Фото из личного архива Е. Новоселова
Случилось так, что у меня взял небольшое интервью корреспондент газеты «Пионерская правда», издававшейся в Советском Союзе многомиллионными тиражами — ее выписывали по всей стране почти в каждой семье, где были дети школьного возраста. Мою фотографию из спектакля, где я в образе пионера стоял на фоне немецкого танка, поместили на первую полосу.
На следующий день после того, как газета появилась во всех киосках и почтовых ящиках СССР, в школе был настоящий фурор! С тех пор меня легко отпускали на гастроли с театром во время учебного года, а учителя входили в мое актерское положение. Кто-то просто учился, а я учился и работал — за участие в спектаклях мне, тогда еще подростку, платили зарплату. Жаль, что ни одного экземпляра «Пионерской правды» с моим портретом не сохранилось — ищу в сети подшивки за 1985 год, но пока безрезультатно.
С детства и на всю жизнь
Стены ТЮЗа для меня родные. Многое помню даже на ощупь. Вот, например, массивные двери с персонажами из разных спектаклей, через которые ввозят декорации. Мне всегда было интересно их разглядывать. Или, например, фасадная облицовка ТЮЗа — белый мрамор. Как риелтор могу сказать, что в Екатеринбурге таких красивых зданий, которые не потеряли архитектурную актуальность с советских времен, не так уж и много.
Меня всю жизнь учили понимать людей: изучать характеры, находить подходы, видеть типажи, чтобы достоверно потом их сыграть. Не скрою, что-то из актерского арсенала я применяю в бизнесе до сих пор
Особенно меня радует качество капитального ремонта, который был здесь семь лет назад: сохранены и латунные маски с флюгерами, и барельеф, на котором Мальчиш Кибальчиш в буденовке. Мне кажется, что большинство маленьких зрителей сейчас вообще не понимает, кто это такой, но эта деталь, как и многие другие, как раз и составляет исторический облик здания, построенного в 1977 году. Его открывал еще Борис Ельцин, а символический ключ от ТЮЗа был вручен знаменитой актрисе Любови Эвальдовне Ворожцовой, с которой мне тоже посчастливилось играть на одной сцене.
Сейчас здание ТЮЗа логично дополняет пристроенная во время последней реконструкции малая сцена — она как будто была здесь всегда и ничуть не деформирует пространство площади перед театром. В Екатеринбурге немного таких больших, открытых пространств, которые удалось сохранить в первозданном виде: здесь нет никаких торговых рядов или еще чего-то, что казалось бы инородным.
Отсюда открывается отличный обзор и видно, кстати, школу № 104, куда ходят мои сыновья, а также замечательный арт-объект: бронзовый макет квартала, который создали и подарили городу мои коллеги-девелоперы «Малышева, 73». На 4 кв. м можно хорошо разглядеть, каким было это место в 1936 году, задолго до появления ТЮЗа.
Неудивительно, что после театрального института я снова пришел в родной ТЮЗ. Были роли и хорошие спектакли. Я мечтал когда-нибудь сыграть инженера Зилова в «Утиной охоте» по пьесе Александра Вампилова. Возможно, вы видели Олега Даля в этой роли в одноименном советском кинофильме. Но это были голодные 90-е, когда все актеры где-то подрабатывали. Моя сестра посоветовала мне отправиться туда же, куда ринулись ее сокурсники по юридическому факультету — в одну из первых риелторских компаний — ЕТК. Аббревиатура расшифровывалась как «Екатеринбургская трастовая компания».
Чтобы понять ту реальность, нужно пояснить, что в Советском Союзе разменять квартиру было очень трудно, а купить вообще нельзя. Если сейчас в Екатеринбурге более 700 действующих агентств недвижимости, то раньше была система «одного окна». В Свердловске все, кому надо было, например, увеличить жилплощадь или съехаться-разъехаться, приходили в бюро на набережной Рабочей Молодежи и начинали подыскивать варианты, перебирая бумажные объявления или общаясь тут же, в очереди. Так возникали безумные цепочки обменов — в старой советской комедии «По семейным обстоятельствам» это хорошо показано.
В начале 90-х государство начало «отпускать вожжи» и разрешило коммерческие сделки с недвижимостью. Конечно, в этой сфере были деньги, и в ЕТК многие хотели попасть. Причем у всех были примерно одинаковые стартовые возможности — ни у кого не было опыта. Для того чтобы тебе досталась работа в ЕТК, надо было начинать с низов, то есть с должности расклейщика объявлений.
Хорошо помню морозное утро ноября 1993 года: я стою на перекрестке проспекта Ленина и улицы Сакко и Ванцетти в очереди — ее хвост на улице, далеко за дверями заветного офиса компании. Сейчас на этом месте вечно ремонтируемое двухэтажное строение рядом с храмом Иннокентия Московского. Я в свитере с высоким горлом, в валенках и каком-то тулупе, из-под шапки выбиваются длинные волосы. Типичный актер ТЮЗа!
Очередь двигается быстро — кандидаты в расклейщики получают отказы один за другим. Когда я предстал перед руководителями ЕТК, сразу сознался, что пришел из театра. И так получилось, что наш разговор незаметно перекинулся на героев писателя Василия Шукшина, а потом завязался спор: я с жаром доказывал свою точку зрения. Благодаря этой интеллектуальной дискуссии меня взяли сразу стажером, минуя почетную должность расклейщика. Подвешенный язык и дар убеждения для риелтора — огромный плюс!
Меня всю жизнь учили понимать людей
Хорошо помню свою первую сделку после пяти месяцев учебы и погружения в риелторское дело. Две женщины, которые дружили всю свою жизнь, получили от предприятия, на котором вместе работали, по одной комнате в доме на Ботанике. Только у одной был выход на лоджию, а у другой нет. Рассорившись и перестав друг с другом общаться, они решили разъехаться, чтобы вообще никогда больше не видеться. Я тогда поработал не столько риелтором, сколько психологом — обе бывшие подруги остались довольны, а мне стало понятно, в чем смысл этой профессии.
Это все про людей и про их отношения — в сущности, как в театре! А меня всю жизнь учили понимать людей: изучать характеры, находить подходы, видеть типажи и предполагать, как они могут среагировать в той или иной ситуации, чтобы достоверно потом их сыграть. Не скрою, что-то из актерского арсенала я применяю до сих пор — Станиславский и его система отлично помогают в бизнесе!
Мне кажется, что я — все еще не наигравшийся. Когда выхожу на сцену, в отличие от некоторых коллег, для которых театр — единственное дело жизни и ремесло, мне все еще интересно искать и пробовать
Из ТЮЗа пришлось уйти. Шел 1994 год, на тот момент режиссером был Георгий Цхвирава. Он поставил вопрос ребром: я безраздельно с театром или вне его. Мне казалось, что я предал себя, режу по-живому, совершаю самую большую ошибку в жизни и еще миллион раз пожалею. Помню, как ходил просить прощения у своих мастеров и педагогов, большинство из которых знали меня с детства.
Неудивительно, что, как только в 2008 году появилась возможность вернуться на сцену, я это сделал. Сначала в Москве, в Новом Арт-Театре на Ленинском проспекте — его возглавлял мой друг. А затем и здесь, в Екатеринбурге, на сцене Камерного театра в Литературном квартале, через дорогу от ТЮЗа.
Фото: art-teatr.ru
Мне кажется, что я — все еще не наигравшийся. Когда выхожу на сцену, в отличие от некоторых коллег, для которых театр — единственное дело жизни и ремесло, мне все еще интересно искать и пробовать.
Фото: art-teatr.ru
Есть такое описание принципа работы над ролью: «жизнь в предлагаемых обстоятельствах». Наверное, так можно сказать обо всем, что случайно или закономерно происходило со мной не только на театральных подмостках.
Ходили слухи, что я специально сменил фамилию
До своего дела я дозрел к августу 1998 года, имея пятилетний стаж работы на этом рынке. В тот день, когда грянул экономический кризис, мне подписали заявление об увольнении с должности исполнительного директора в агентстве недвижимости МАН, которое выросло из компании ЕТК. Помню, шел по городу и вдруг заметил, что в автосалоне, который располагался на первом этаже Театра эстрады, сотрудники лихорадочно переписывают цены на машины. Рынок недвижимости в тот день встал на полгода. Мне было о чем подумать.
Ко мне тогда обратился мой друг — екатеринбургский дизайнер и художник Александр Воронов. Он попросил: «Помоги с обменом квартиры — только заплатить нечем». А я ему в ответ: «Хочу компанию свою зарегистрировать — помоги с логотипом! Только мне тоже за эту работу пока нечем платить». На таких бартерных условиях и договорились. Так и появился наш логотип со смайлом в цилиндре. А в 1999 году я открыл свой первый офис на Крауля, 4, на 40 кв. м. Выкупил помещение — квартиру на первом этаже, рядом с салоном цветов. Если честно, мы его все еще не продали как «примету времени», чтобы помнить, с чего все начиналось.
До сих пор не понимаю, как так получилось, что название «Новосел» никем не было занято на тот момент, когда я подавал заявление о регистрации компании! Мне казалось, что это очевидно! На сегодня «Новосел» — крупнейшее агентство недвижимости в Уральском регионе. Мы 20 лет на рынке, более 20 тыс. объектов недвижимости в базе, множество сделок. К нам, конечно, заходят федеральные игроки, но победить нас на нашей земле им вряд ли удастся.
Кстати, одно время ходили забавные слухи, что я специально сменил фамилию, чтобы подогнать имидж под название своего агентства. Я долго смеялся! А потом решил изучить родословную, откуда есть пошла фамилия Новоселов. Выяснил, что мои предки из деревни Новоселово Алапаевского района Свердловской области, из крепостных крестьян.
Актеров и певцов в роду вроде бы не было, родители у меня тоже не из творческой сферы: отец работал водителем большегрузов, мама инженер. Это в моей жизни так получилось — и бизнес, и театр. Что выберут дети — им решать: старший сын самостоятельно работает в «Новоселе» руководителем службы маркетинга и рекламы — тоже отчасти творческая профессия, дочь учится в МГУ на психолога, у одного из средних сыновей все хорошо с вокалом — делает вторую попытку дойти до финала шоу «Голос. Дети», еще двое пока не определились.
Новоселовы в ожидании новоселья
Я буду рад, если кто-то из старших детей будет жить по соседству в ЖК «Макаровский», где скоро у нас новоселье. У нас, риелторов, улица Челюскинцев в Екатеринбурге считается границей центра. Как раз здесь расположен исторический квартал, образованный вокруг Симановской мельницы, построенной в 1884 году. Помню, я обедал в «Хаятте» — это была весна 2014 года, — глянул в окно, а на моих глазах начали рушить направленным взрывом башни элеватора! Теперь на их месте заканчивается благоустройство моего будущего двора. «УГМК–Застройщик» сохранил часть исторических зданий, убрав нефункциональные, которые уже никак нельзя было приспособить к жизни в центре города.
На ресепшн той очереди «Макаровского», где будет моя квартира, можно прикоснуться к старинным кирпичам, оставшимся здесь с XIX века. Это так называемая бывшая лаборатория на Олимпийской набережной. Здесь всего 25 квартир. Наши окна выходят на пруд, из них видно «Ельцин Центр». На первом этаже — линия ресторанов, откуда обещают доставлять заказы в квартиры — как в отелях, в посуде под колпаком.
Но больше всего, пожалуй, меня восхищает работа управляющей компании — насколько все продумано с точки зрения комфорта жильцов! Этим жарким летом во дворе первой очереди «Макаровского» установили уличный душ, чтобы дети могли ополоснуть ноги после игры в песочнице!
Гуляя по «Макаровскому», можно повсюду заметить бережное и профессиональное отношение тех людей, которые ухаживают за этой территорией. Например, к исторической стене, которая обновлена и оставлена вдоль моста через улицу Челюскинцев, перенесен памятник павшим в годы войны; на клумбах каждый сезон появляются новые растения и элементы ландшафтного дизайна от компании «Гринпарк».
Поверьте мне как профессионалу, работающему с недвижимостью: не везде в наших столицах можно найти жилье такого класса и уровня обслуживания! Поэтому квартиры в Макаровском проданы даже в последней очереди, которая сейчас достраивается внутри квартала. Я приезжаю несколько раз в неделю в фитнес-клуб, который располагается на первом этаже жилого комплекса, и иногда пересекаюсь со своими коллегами из «Новосела», которые тоже решили переехать сюда. Приятно, что наши вкусы совпадают!
Мне нравится, как сейчас в Екатеринбурге возвращают к жизни памятники архитектуры. Если честно, я подумываю о частном театре — это мое желание отдать творческую дань моему мастеру, заслуженному артисту России Виктору Поцелуеву, чтобы он мог выходить на сцену и ставить интересные ему спектакли. Но как риелтор с почти 30-летним стажем, я хорошо знаю, что старинный особняк можно купить за рубль, а вложить в него не один миллион.
Самый ближайший пример — возвращение на культурную карту города уникального архитектурного ансамбля на ВИЗ-бульваре, который в Екатеринбурге все знают как «Синара Центр», и где я сам по приглашению друзей-актеров иногда бываю в качестве зрителя на спектаклях. Во что выльются мои мечты — посмотрим. Не исключено, что произойдет что-то правильное, о чем я позже смогу сказать репликой одного из сыгранных мной чеховских персонажей: так получилось! И это будет самый лучший вариант воплощения задуманного.