ЦИАН.Журнал рассказывает, почему использование грузовых контейнеров не прихоть и не безумие, а доступный и достаточно экономный способ построить удобное и красивое жилье.
Скептики считают, что такая необычная основа, как металлический каркас, довольно быстро нагревается под летним солнцем и мало пригодна в зимнюю стужу. На практике все оказалось иначе: качественная теплоизоляция способна решить обе эти проблемы. Сам контейнер (особенно бывший в употреблении) стоит вполне подъемную сумму, что позволяет не скупиться на отделочные работы. Впрочем, обо всем по порядку.
Тетрис из контейнеров
Такое жилье строится из морских контейнеров — тех самых, которые перевозят различные грузы на огромных судах. Поэтому контейнеры изначально привычны к экстремальным условиям: они крепкие, влагоустойчивые и герметичные — ни одна мышь не проскочит.
Контейнеры бывают разных размеров, но большинство 40-футовых совпадает с габаритами скромных домиков (около 25 кв. м), при желании их достаточно просто совместить, собрав настоящий жилой тетрис и добившись внешнего сходства с домами в стиле минимализм или хайтек. Внешняя отделка вполне допустима, а материалы для нее разнообразны — на любой вкус и кошелек.
С юридической точки зрения дом из контейнеров все равно будет считаться домом: у него есть фундамент, да и площадь обязует регистрировать постройку в качестве жилья. Так что необходимо получать разрешение на строительство.
Габариты самых распространенных морских контейнеров
Источник: gidproekt.com
Минусы контейнерного строительства
Как уточняет эксперт GidProekt инженер-строитель Александр Конев, строительство из контейнеров накладывает определенные ограничения. Например, высота потолков одного этажа — всего 2,3–2,5 м, а сам каркас (несмотря на оцинкованную сталь) придется время от времени защищать от коррозионных процессов.
Также надо убедиться, что присмотренный контейнер годится для жизни: в нем не провозились токсичные грузы, а пол и стены не обрабатывались вредными антибактериальными веществами.
Для строительства потребуется особая техника — тягач и подъемный кран. Не все участки и подъездные пути к ним подходят для проезда таких машин. Напомним, только ширина контейнера составляет 2,5 м — вместе с тягачом это будет полноценная фура. Проедет ли вся эта конструкция по дачным участкам?
Наконец, качественная теплоизоляция, без которой жить в контейнерном доме нельзя. Специалисты советуют утеплять дом снаружи — это экономит и без того довольно компактное внутреннее пространство.
Еще момент, который следует учесть: без внешней отделки жилище будет похоже на строительный городок гастарбайтеров. Впрочем, это легко исправить небольшими вложениями и собственными силами, но даже если этого не делать, пострадает только эстетическое восприятие, поэтому это не столько минус, сколько особенность.
Плюсы контейнерного строительства
Стройка обычно ведется довольно быстро — в зависимости от сложности проекта занимает несколько недель. К преимуществам контейнерного строительства относится и простота работы: при возведении стандартного каркасного дома есть куда больше шансов ошибиться. К тому же часть работ реально выполнить самостоятельно — каркасные дома сложнее и требуют участия квалифицированных специалистов.
Вполне годится свайный фундамент — помимо экономии для бюджета это означает, что такой вариант подойдет и для участков с уклоном.
К плюсам стоит отнести и материал, из которого сооружаются контейнеры. На кораблях они устанавливаются друг на друга, поэтому прочность, водонепроницаемость и герметичность гарантированы. Вместе с тем их простая форма дает пространство для дизайнерского полета фантазии: они компонуются самыми разными способами в зависимости от пожеланий заказчика.
Несомненное достоинство контейнерной сборки дома — этап достройки: если через несколько лет возникнет мысль организовать еще комнату-другую, строительство легко продолжить.
Цена вопроса
Подходящие для строительства 40-футовые контейнеры стоят от 85 тыс. рублей (но чаще все-таки дороже — 120–140 тыс. рублей). Петербуржец Артур построил двухэтажный дом, для нижнего уровня которого было использовано три контейнера, верхний уровень — металлокаркас.
Фото: www.forumhouse.ru
Жилая площадь дома — около 140 кв. м. «Я обходил морские терминалы в Санкт-Петербурге и торговался. По результатам моих поисков получилось по 70 тыс. за каждый из трех контейнеров, но с тех пор они заметно подорожали».
Фото: www.forumhouse.ru
По словам Артура, единственное, что он исправил бы сейчас, — отопление второго этажа: ему казалось, что там будет достаточно только обогревателей и система отопления наверху не нужна. Практика показала обратное. «Не хочу вскрывать обшивку, чтобы проводить все эти работы. Если бы знал, сделал бы на этапе строительства, а теперь поздно».
Фото: www.forumhouse.ru
Дом обошелся ему в итоге в 5,5 млн рублей (без учета стоимости участка). По оценке специалистов, схожий по параметрам каркасный дом стоил бы минимум на 1 млн рублей дороже.
Во сколько встанет стройка?
Основатель компании Homeconte Иван Сырбу помог ЦИАН.Журналу составить приблизительную строительную смету. Разумеется, по мере проведения работ траты будут трансформироваться, но с приведенными ниже цифрами хотя бы примерно станет понятно, во что выльется затея со строительством из контейнеров.
В настоящее время три 40-футовых контейнера стоят около 420 тыс. рублей (считаем по 140 тыс. рублей). Отдельно оплачивается доставка.
Но тут цена будет различаться кардинально в зависимости от региона и сложности транспортировки, так что мы ее не приводим и в расчет не берем.
Для дома площадью около 90 кв. м стоимость свайно-винтового фундамента начинается от 100 тыс. рублей. Утеплим строение напыляемой жесткой пеной — этот способ считается самым эффективным. Толщина слоя 5 см эквивалентна 15 см стекловаты. Такой утеплитель на наши 90 кв. м (для стен и потолка) потянет на 150 тыс. рублей.
Контейнеры предварительно придется обработать. Так, пескоструйная очистка и окраска в два слоя каждого контейнера потребует еще от 100 тыс. рублей (учитывая, что их у нас три, прибавляем к смете 300 тыс. рублей).
Отдельно нужно учесть внутреннюю отделку, стоимость которой целиком зависит от предпочтений заказчика, но в среднем на работу и материалы следует заложить около 200 тыс. рублей.
Итого: 1,1 млн рублей без учета канализации, дренажных работ, заборов, ремонта, системы отопления и прочих коммуникаций.
Карготектура и нежилье
Использование грузовых контейнеров не по назначению — тенденция, которая распространяется не только на жилье. Так, например, в комплексе Crocus Group в Москве вполне успешно работает проект BoxCity — пространство, состоящее из кафе и магазинов.
Директор департамента недвижимости Crocus Group Ольга Антонова напомнила термин «карготектура», который и обозначает использование контейнеров для строительства зданий функционального назначения. Аудитория «Крокус-Сити» включает в том числе и любителей активного отдыха и спорта, так что их запросам подобная архитектура вполне отвечает.
Единственный нюанс, который отмечает собеседница ЦИАН.Журнала, — заключение договоров.
Все договоры краткосрочные — это установленная законодательством форма арендных отношений для некапитальных объектов. Стало быть, аптеку или бар, предлагающий алкогольные напитки, открыть здесь не получится.
Впрочем, они и не предусмотрены концепцией.
«BoxCity практически полностью заполнен, что говорит о высоком интересе со стороны торговых партнеров. В основном это места тусовки — кафе, магазины спортивного инвентаря, спортивных товаров, услуги и сервисы, шоурумы. При этом стоимость за квадратный метр в год — в районе 30 тыс. рублей». Для сравнения: средняя годовая аренда каждого метра в расположенном рядом ТРЦ «Вегас Крокус Сити» равна 132 тыс. рублей в год.
За Полярным кругом и в тропиках
Несколько десятков лет назад американский архитектор Адам Калкин придумал использовать морские грузовые контейнеры в качестве основы для строительства домов — в ряде случаев это дешевле и проще, чем более традиционное жилье.
С тех пор идея распространилась по всему миру: в некоторых городках возведены даже контейнерные кварталы: например, студенческий Keetwonen в Амстердаме. Для его строительства было использовано около тысячи контейнеров, каждый из которых вмещает и гостиную, и спальную зону, и санузел, и кухню.
Нидерланды, Амстердам. Keetwonen. Фото: www.keetwonenforsale.com
В северной части Норвегии, на одном из островов с трудновыговариваемым названием Фордипнингсроммет (Fordypningsrommet) пустынного архипелага Флейнвур (Fleinvær) есть отель «Арктическое убежище». Этот комплекс построен из бывших морских контейнеров и вторсырья — деревянных элементов старых домов, из нового — только стекло. Уединенное жилье включает четыре строения, предназначенные для сна (всего могут разместиться 12 человек), остальные пять отведены под кухню, студию, сауну, ванную комнату и смотровую башню.
Норвегия, Флейнвур, Fordypningsrommet. Фото: Pasi Aalto, www.vg.no
В Ирландии контейнерный дом был впервые построен в городе Корк в 2014 году. Волонтеры потратили на его создание и отделку три дня и $60 тыс. Площадь дома — 29,7 кв. м, частично он снабжается энергией от солнечных батарей. В течение месяца он выставлялся в Ирландском музее современного искусства, затем его отдали в пользование бездомной семье.
Ирландия, Корк. Фото: www.thejournal.ie
Неподалеку от Сан-Хосе — столицы Коста-Рики — создан дом «Контейнеры надежды» площадью 59,4 кв. м. Стоимость — $40 тыс. Он включает две спальни, а наклонная крыша и система вентиляции спасают от жары. Дом был построен для семьи, которая хотела, не влезая в долги, жить и выращивать овощи на своем участке.
Коста-Рика, Сан-Хосе (theownerbuildernetwork.co)
В Копенгагене (Дания) есть плавучий поселок, в основе которого — модули из контейнеров. Идею экологичного и недорогого жилья Urban Rigger разработал датский архитектор Бьярке Ингельс. По его словам, раньше прибрежные территории воспринимались только с точки зрения логистики, но теперь очевидно, что на воде рядом с набережными реально обустраивать очень комфортное пространство.
Дания, Копенгаген, Urban Rigger (Фото: www.urbanrigger.com)
По задумке архитектора, каждый модуль Urban Rigger состоит из девяти контейнеров, которые образуют внутренний дворик и включает в общей сложности 15 мини-апартаментов (от 23 до 30 м2). Внизу, ниже уровня моря, располагается понтонный «подвал» (12 складских помещений, большая гостиная с кухней, техническая комната и прачечная).
Дания, Копенгаген, Urban Rigger (Фото: www.urbanrigger.com)
Интересный украинский проект из трех больших контейнеров (каждый — по 60 кв. м) воплотила архитектурная студия Drozdov&Partners в Харькове. Дом называется Anti Patio, его особенность в том, что один из контейнеров, в котором обустроена спальня, опирается на склон. Еще один контейнер был использован для обустройства гостевого домика рядом с Anti Patio.
Украина, Харьков. Anti Patio (Фото: topgeek.com.ua)